В условиях, когда более 30% бюджета России формируется из нефтегазовых доходов, такая динамика не может пройти мимо фондового рынка. Нефтяные компании, составляющие почти половину индекса Мосбиржи, уже начали терять позиции. Отраслевой индекс снижается, что оказывает общее давление на фондовую площадку.
Влияние сниженных цен на нефть проявляется и через рублевую составляющую — несмотря на падение долларовых котировок, курс рубля остается крепким. Это парадоксально, так как ранее падение нефти сопровождалось ослаблением нацвалюты. Такая несостыковка ставит Минфин в затруднительное положение: плановая рублевая цена нефти на 30% выше текущей.
Если цены на нефть стабилизируются в районе $60 за баррель, то индекс Мосбиржи может колебаться в диапазоне 2700–3100 пунктов, а курс доллара — в пределах 90–95 рублей. Однако если стоимость черного золота упадет до $50–55, то возможна цепная реакция: девальвация рубля до 100–110 рублей, просадка индекса до 2600 пунктов и массовый выход инвесторов из активов.
Экстремальный сценарий, который многие аналитики называют «рыжим лебедем», предполагает падение нефти до $40 и ниже. Такое возможно в случае масштабного конфликта в мировой торговле, в частности между США и Китаем, при отсутствии новых военных конфликтов, способных сократить добычу нефти. Тогда экономику России может ожидать рецессия, валютный шок и паника на фондовом рынке.
Тем не менее, даже в этом случае есть надежда. История показывает: затяжное падение нефти редко бывает длительным. После кризисных периодов часто следуют быстрые развороты. Уже сейчас часть инвесторов рассматривает текущие уровни как возможность для покупки активов с дисконтом, надеясь на восстановление.
И хотя политические факторы с 2022 года оказывают доминирующее влияние на российские рынки, сырьевые котировки остаются важным ориентиром. Развитие событий вокруг торговых войн, решения ОПЕК+ и курс доллара станут определяющими для состояния российского фондового рынка в ближайшие месяцы.