Минус миллиарды: нефтяники теряют субсидии из-за падения цен и сильного рубля

Минус миллиарды: нефтяники теряют субсидии из-за падения цен и сильного рубля
Самое популярное
07.05
Тормоза логистики: три системные проблемы, мешающие отрасли развиваться
07.05
Силуанов: Бюджет России скорректирован из-за падения нефтяных доходов
07.05
ЕС готовится к разрыву: Брюссель предлагает запретить импорт российского газа к 2027 году
07.05
ЕС хочет знать всё: компании обяжут раскрывать детали контрактов с «Газпромом»
07.05
Битва за правила: ретейлеры хотят уравнять маркетплейсы с торговыми сетями
07.05
Мосбиржа на подъеме: объем торгов в апреле увеличился на 16,7% год к году
Демпферная система, призванная компенсировать нефтяникам убытки от поставок топлива на внутренний рынок, в апреле 2025 года может испытать одно из самых серьёзных сокращений за последние годы. По данным агентства Reuters, ожидаемый размер компенсаций нефтепереработчикам резко упал на фоне снижения мировых котировок топлива и укрепления курса рубля.

По предварительным оценкам, размер демпфера для бензина может составить около 7,65 тыс. рублей за тонну, что на 7,6% меньше мартовского значения. Для дизельного топлива падение еще более драматично — почти вдвое, до 4,25 тыс. рублей за тонну. Это значит, что апрельская компенсация по дизелю может стать самой низкой с весны 2021 года, а по бензину — с конца 2022 года (если не учитывать исключительный случай в сентябре 2023 года, когда выплаты были нулевыми из-за превышения внутренних цен).

Причины очевидны: с одной стороны, на глобальном рынке наблюдается снижение цен на автобензин и дизель, вызванное ожиданиями замедления роста мировой экономики. С другой стороны, рубль укрепился по отношению к доллару, что делает экспорт менее выгодным и уменьшает разницу между внутренними и внешними ценами — ключевой параметр, влияющий на размер демпфера.

Агентство оценивает, что при апрельских объемах поставок — 3,2 млн тонн бензина и 4,3 млн тонн дизеля — совокупная сумма выплат нефтепереработчикам составит около 43 млрд рублей. Для сравнения, в марте она достигала 63 млрд рублей.

Ситуация вызывает обеспокоенность у участников рынка, так как при дальнейшем снижении субсидий может нарушиться экономическая логика поставок топлива на внутренний рынок. Это может отразиться как на маржинальности компаний, так и на доступности топлива для конечных потребителей.

В Минфине уже ведется работа над корректировкой параметров демпфера. Замглавы ведомства Алексей Сазанов сообщил, что рассматриваются новые предельные отклонения биржевых цен от индикативных, при которых выплаты будут сохраняться. Варианты обсуждаются разные — от 15 до 20% по бензину и от 25 до 30% по дизтопливу.

Ожидается, что решение будет принято на ближайшем совещании у вице-премьера Александра Новака. Участники рынка надеются, что новые правила позволят сохранить поддержку отрасли в условиях нестабильной конъюнктуры и избежать риска дефицита топлива в стране.



Сейчас читают