Как уточнил глава Минфина, снижение нефтегазовой выручки компенсируется увеличением ненефтегазовых доходов — их прирост составил 829 млрд рублей. Это позволило не только сохранить общие обязательства государства, но и пересмотреть расходы с учетом соблюдения бюджетного правила. Таким образом, дополнительные траты были согласованы исключительно в пределах выросших поступлений вне сырьевого сектора.
Корректировки бюджета не затронули прогнозы на 2026–2027 годы, но дефицит на текущий год теперь составит 3,79 трлн рублей, или 1,7% ВВП. Доходная часть бюджета ожидается на уровне 38,5 трлн рублей, а расходная — 42,3 трлн. Из этой суммы на нефтегазовый сектор приходится 8,3 трлн рублей, а на остальные источники — более 30 трлн рублей.
В первом квартале текущего года нефтегазовые доходы уже снизились почти на 10% в годовом выражении — до 2,64 трлн рублей. В то же время ненефтегазовые поступления выросли на 10,6%, достигнув 6,4 трлн рублей. Минфин отмечает: несмотря на риски дальнейшего снижения доходов от экспорта нефти и газа, уровень выше базового пока сохраняется.
Силуанов подчеркнул, что Фонд национального благосостояния (ФНБ) остается стабильным: за первые месяцы года он пополнился на более чем 200 млрд рублей, а в целом за год планируется использовать около 447 млрд. При этом в планах нет ни резкого наращивания заимствований, ни изменения ключевых параметров трехлетнего бюджетного планирования.
Эксперты, комментируя изменения, отмечают, что корректировки носят скорее технический характер. Главный экономист агентства "Эксперт РА" Антон Табах считает, что текущее снижение доходов — следствие рыночной конъюнктуры и укрепления рубля. В целом, по его мнению, бюджет остается сбалансированным, а рост ненефтегазовой базы демонстрирует устойчивость экономики к внешним шокам.
Отдельно подчеркивается, что пересмотр так называемой цены отсечения нефти в рамках бюджетного правила возможен не ранее осени, когда традиционно происходит второй этап корректировок. Сейчас же акцент сделан на адаптацию к текущим условиям без радикальных изменений в политике заимствований или налогообложения.