Согласно закону, осуществление экспедиторской деятельности будет возможным только после внесения в данный реестр. В случае исключения из него право оказывать услуги автоматически прекращается. Таким образом, государство получает действенный инструмент регулирования и надзора за логистическим сектором.
В реестр вносятся подробные сведения о каждом участнике: от наименования компании и ИНН до контактных данных и перечня предоставляемых услуг. Индивидуальные предприниматели также обязаны раскрывать свои личные данные, включая адрес регистрации, номер госрегистрации и телефон.
Дополнительно вводятся строгие требования к перевозке грузов с особыми условиями, включая вещества, ограниченные в обороте или запрещенные к гражданскому использованию. Экспедиторы обязаны соблюдать все установленные нормы и в случае невозможности выполнить требования — отказываться от оказания таких услуг.
Закон также уточняет обязанности по передаче грузов уполномоченным органам в случае подозрений на нарушения. При наличии оснований органы могут потребовать изъятие груза, если он содержит предметы, перевозка которых противоречит закону.
Отдельно регулируется вопрос допуска к профессии. Лица с непогашенными судимостями за экономические преступления или систематическими административными нарушениями к деятельности не допускаются. Это направлено на «очищение» рынка от недобросовестных участников.
Еще одна важная новация касается электронных документов. Все экспедиторские бумаги допускается формировать в цифровом формате, включая грузовые и железнодорожные накладные. Кабмин получит полномочия устанавливать правила цифрового документооборота в логистике, включая обмен данными и предъявление документов в электронном виде.
Особо подчеркивается запрет на передачу за пределы России персональных данных клиентов экспедиторов. Исключения допускаются лишь при международных перевозках, если это предусмотрено действующими международными договорами.
Для действующих участников рынка установлен переходный период: все экспедиторы, работающие по состоянию на 1 марта 2026 года, обязаны в течение 60 дней уведомить госорганы о своей деятельности и подать необходимые данные для включения в реестр.
Новый закон закладывает основу для прозрачной, безопасной и цифрово ориентированной системы управления грузоперевозками в России. Он должен повысить доверие к рынку и минимизировать нелегальную деятельность в сфере логистики.