Снижение спроса на продукцию сталелитейной отрасли в КНР, крупнейшем импортере сырья, оказывает серьёзное давление на рынок. Падение импорта в I квартале 2025 года составило 7,8%, а запасы в портах остаются на высоком уровне. Дополнительное давление создают заградительные пошлины США и замедление строительной активности в Азии.
В то же время, ведущие производители — Австралия и Бразилия — планируют увеличить объёмы добычи. Также ожидается ввод в эксплуатацию нового рудника в Гвинее — Симанду, мощностью 120 млн тонн в год. Всё это усиливает риски избытка предложения. В негативном сценарии аналитики не исключают падения цен на руду до $90, а возможно и на 15–20% ниже.
В этих условиях наибольшие риски несут неэффективные компании, которые обеспечивают до 10% мирового производства ЖРС. Некоторые уже работают себе в убыток. Например, по словам экспертов, если цены снизятся ниже $85 за тонну, производство может сократиться на 100–120 млн тонн в год.
В России, несмотря на конкурентоспособную себестоимость добычи — $40–45 за тонну — производители сталкиваются с логистическими барьерами. Из-за санкций и ограничений переориентация экспорта с Европы на Азию затруднена. Особенно остро ощущаются проблемы в поставках в Турцию, где объемы закупок упали на 66,5%.
Внутренний рынок также не даёт оптимизма. Потребление металлопроката в России упало на 15% в январе–апреле, а по итогам года может сократиться ещё на 10%. Многие компании работают с рентабельностью ниже 5%. Для оживления рынка, по мнению аналитиков, необходимы крупные инфраструктурные проекты, особенно в Китае и странах Юго-Восточной Азии.
На фоне нарастающих вызовов рынок железной руды оказался в точке напряжения: рост предложения, слабый спрос, торговые конфликты и переориентация потоков требуют немедленных стратегических решений. Без этого последствия для глобальной металлургии могут быть масштабными.